Круглые акустические системы Cabasse – обзор серии Pearl | журнал SalonAV
Профессиональный разбор линейки круглых акустических систем Pearl от французского бренда Cabasse. Почему они круглые, как они звучат и какие системы можно из них построить?
Вот уже почти четыре года подряд мы публикуем новости о пополнении «жемчужной» линейки Cabasse, но возможность познакомиться с этой акустикой воочию появилась только сейчас. Зато — сразу с пятью моделями для самых разных применений.
Почему Cabasse Pearl круглые, как они звучат и какие системы можно из них построить?
Сферы притяжения
Познакомиться же с самой компанией и её сотрудниками мне довелось гораздо раньше — в 2004 году во время посещения головного офиса Cabasse в Бресте (провинция Бретань, Франция). Там же мне рассказали несколько любопытных фактов из истории. Бизнес небольшого семейного предприятия начался в 1950-м и начал успешно развиваться благодаря начавшемуся после войны кинематографическому буму. Компания получила заказы на озвучивание публичных кинотеатров, причём целой сети Cinemascope по всей стране. Для больших залов были разработаны мощные, качественные и недорогие громкоговорители, которые компания изготавливала самостоятельно. Первые коаксиальные излучатели Cabasse, «Дифоны» появились в конце 50-х и стали настоящим прорывом в области звуковоспроизведения. В 1960-м закончилось строительство собственной фабрики в Бресте с огромной даже по сегодняшним меркам безэховой камерой объемом 2000 м3.
Компания одна из первых начинает проектировать драйверы на компьютере, применяя для этого собственное программное обеспечение. Так были созданы диффузоры диаметром от 17 до 55 см с сотовой структурой, уникальные твитеры и среднечастотники с куполом из углеволокна. Благодаря новым разработкам в 1984-м Cabasse получает заказ на проектирование и установку 12-канальной звуковой системы в парижском кинотеатре La Geode. Примерно в это же время создаются проприетарные диафрагмы Duocell, которые используются в акустике Cabasse и по сей день.
Были в истории компании и очень специфические разработки. Так, по заказу ВМФ Франции была спроектирована система палубного оповещения для авианосца, которая состояла из киловаттного усилителя и рупорного излучателя чувствительностью 117 дБ/Вт. Она развивала такое звуковое давление, что перекрывала рев реактивного истребителя на взлете. Инженерам Cabasse доводилось работать и под водой, изучая акустику морских глубин вместе с Жаком-Ивом Кусто.
Так почему же компания выбрала сферу в качестве формы для корпусов своих акустических систем? Несмотря на то, что она намного сложнее в производстве, чем прямоугольный ящик и требует применения особых материалов, преимущества перевешивают все неудобства. Во-первых, отсутствуют отражения от лицевой панели и, как следствие, интерференция, из-за которой на АЧХ появляются провалы. Во-вторых, внутри корпуса не возникает стоячих волн, а отражения взаимно компенсируются. В сочетании с коаксиальными излучателями (а другая конструкция многополосной системы в сферическом корпусе невозможна) получается источник когерентного излучения в идеальном акустическом оформлении. Дело за малым — сконструировать двух- и трёхполосный коаксиальный громкоговоритель с линейной частотной характеристикой. Этим специалисты Cabasse занимаются уже более 60 лет.
Технологии, заложенные в новую линейку Pearl, впервые были продемонстрированы на CES в 2006 году. Это была активная модель Cabasse La Sphere с четырехполосным коаксиальным драйвером и встроенным DSP, в который уже были записаны алгоритмы рум-коррекции.
Жемчуга для меломана
Теперь самое время познакомиться с современной линейкой Cabasse Pearl, первые модели которой увидели свет в конце 2018 г. Все они беспроводные и построены на единой цифровой платформе, что позволяет произвольно сочетать модели для построения систем с любой архитектурой — от согласованной стереопары до мультирума на семь озвучиваемых зон. Кроме того, «Жемчужины» выполнены в едином дизайне с отделкой чёрным или белым лаком, так что можно не опасаться нарушить общий стиль комбинированной системы в интерьере.
Cabasse The Pearl Keshi
Это одна из самых компактных систем в серии, о чём свидетельствует и название Keshi, сорт мелкого жемчуга. В комплекте два миниатюрных сателлита диаметром 8 см и 22-сантиметровый беспроводный сабвуфер, который по праву можно считать сердцем системы. В нём находится DSP с алгоритмами коррекции, усилители, беспроводные модули и входные интерфейсы. Для каждого сателлита предусмотрен оконечник мощностью 300 Вт, а для басового драйвера — 450 Вт, т.е. всего 1050 Вт RMS. Очень неплохо для столь изящного настольного комплекта.
Металлические подставки сателлитов создают эффект парения в воздухе, да и вибрации не передаются к поверхности, на которой они установлены. Предусмотрена возможность настенного монтажа.
В шариках установлены коаксиальные СЧ/ВЧ-излучатели Dom55 с ультратонкими мембранами толщиной 50 мкм и внушительными неодимовыми магнитными системами. У сабвуфера — 17-сантиметровый драйвер HELD (High Excursion Low Distorsion) с диффузором из карбонового волокна, направленным назад.
Система Pearl Keshi озвучивает диапазон частот от 30 Гц до 23 кГц, а для оптимальной интеграции её в конкретное помещение в DSP заложен фирменный алгоритм румкоррекции CRCS.
Входная коммутация достаточна для большинства применений: Ethernet, TosLink, Micro-USB и аналоговый вход 3,5 мм, возможно подключение по Wi-Fi и Bluetooth. По Bluetooth также работает круглый пульт ДУ.
Система поддерживает Google Assistant и Apple Airplay, предоставляет доступ к онлайновым сервисам: Qobuz, Deezer, Napster, Spotify, Tidal и Vtuner
Pearl Keshi может интегрироваться в мультирумные сетевые системы Cabasse. Для настройки и конфигурации поможет приложение StreamControl, в котором, в частности, можно задать оптимальную коррекцию для разных вариантов установки — близко к стене, в открытом пространстве или в углу.
В нашем случае все три компонента системы устанавливались на полке довольно близко к стене. Первое, что удивило в звучании — отличная стыковка крошечных сателлитов с 6,5-дюймовым сабвуфером. Ни на музыке, ни на вокале не было ощущения нелинейности тонального баланса, всё звучало натурально, с живыми тембрами и послезвучиями.
Второй момент — бас. Понятно, что в DSP приняты меры для устранения любых артефактов, но всё же удивительно, насколько точно передаются удары и атака в нижнем регистре. Сабвуфер буквально выстреливает басовые ноты, но при этом не отрывается от сателлитов. В целом картина получается плотная и слитная. Несмотря на цифровой тракт, наличие DSP и передачу сигнала по Wi-Fi цифровые артефакты в звучании практически не проявлялись.
Стереоэффект был наиболее заметен в ближнем поле, для настольной системы это как раз то, что нужно.
По соотношению цены, дизайна, функциональности и качеству звучания Pearl Keshi — по-настоящему Удачная Покупка.
Cabasse Pearl Akoya
Модель Pearl Akoya производитель рекомендует для комнат 20 — 35 кв. метров. Трёхполосная система в виде сферы 22 см содержит продвинутый 13-сантиметровый коаксиальный излучатель, работающий на средних и высоких частотах, и тыловой басовый драйвер HELD 17 см с диффузором из углеволокна. Акустическое оформление закрытое. Усилители: два мощностью по 300 Вт каждый для СЧ и ВЧ, плюс 450-ваттный для баса. Здесь уже в сумме получается 1050 Вт RMS в одном канале, а в пике вдвое больше.
Корпуса из полимерной смолы с усилением двумя слоями композитного волокна снаружи покрываются шестью слоями лака. Цветовых вариантов два: черный металлик с хромированными кольцами и жемчужно-белый с серебристыми кольцами. Круглые грили, закрывающие коаксиальный излучатель, крепятся на магнитах.
Шары могут устанавливаться либо на горизонтальной поверхности, либо на стойках (приобретаются отдельно) с двумя изогнутыми опорами. Устойчивость достигается благодаря утяжеленному круглому основанию, которое акустически изолируется от пола через резиновые ножки или шипы, на выбор владельца. Кабель питания проходит внутри одной из опор и не нарушает лаконичности конструкции.
Диапазон воспроизводимых частот Pearl Akoya 30 Гц — 27 кГц, так что здесь сабвуфер уже не понадобится.
Контент на Akoya можно передавать как по Wi-Fi, так и по кабелям — по Ethernet, по оптике, по mini-USB от совместимого жесткого диска и даже от аналогового источника, например, проигрыватель винила со встроенным фонокорректором по стереовходам RCA.
Встроенный ЦАП способен декодировать все наиболее востребованные аудиоформаты: mp3, AAC, WMA, AIFF, FLAC, ALAC с разрешением до 32 бит/768 кГц, а также DSD128. В DSP также имеется система коррекции акустики помещения CRCS.
В работе с беспроводными интерфейсами Bluetooth и Wi-Fi, а также при построении мультирумной системы пригодится мобильное приложение StreamControl. В повседневной жизни можно обойтись блютусным пультом ДУ или голосовым управлением.
В звучании этой пары первым делом обращаешь внимание на динамику и плотность звукового поля, которое создают эти шары. Музыка передаётся убедительно благодаря натурально резким контрастам, что особенно эффектно на современных синтетических жанрах.
Бас богат гармоническими составляющими, не подсушенный и не раздутый, достаточно быстрый даже в самой нижней области. Благодаря закрытому оформлению адекватно передаются резкие звуки, ударная установка звучит сочно, с «мясом». Наличие стоек тоже сказывается — благодаря отсутствию отражений от пола к слушателю приходит только прямое излучение, и нижний регистр не размывается.
Даже на высокой громкости не чувствуется ни окраски звучания, ни посторонних призвуков. Как и в случае с Pearl Keshi цифровой «привкус» практически отсутствует.
Звуковая сцена строится так, что участие самих шаров на большинстве музыкальных фрагментов не ощущалось. Коаксиалы СЧ/ВЧ прорисовывают картинку точно, с малейшими нюансами.
В целом впечатление — уверенная, красивая подача с обилием тембральных оттенков.
Cabasse The Pearl
Cabasse The Pearl — ещё одна ступенька вверх по шкале SPL, производитель рекомендует модель для комнат от 35 кв. м. Эти шары продаются поштучно, но в одной связке, например, мультируме, их может быть до семи.
Диаметр корпуса трёхполосной модели — 33 см. Вперёд излучает 5-дюймовая коаксиальная сборка с СЧ-мембраной из плетеного углеродного волокна, в центре которой установлен твитер с мягким куполом. Как и в описанных выше моделях, НЧ-драйвер находится на одной оси с коаксиалом и направлен назад. Разница в том, что калибр этого динамика уже 10 дюймов (25 см), ход его диффузора увеличен до 3 см, а мощность усилителя нижней полосы — до 1000 Вт RMS. Нижняя граница рабочего диапазона заявлена на 14 Гц, что может вызвать недоверие, но не будем забывать, что во всех моделях Cabasse Pearl имеется встроенный DSP, способный частично скомпенсировать спад отдачи на НЧ, обусловленный объёмом корпуса и закрытым акустическим оформлением.
Поскольку внутри закрытого корпуса могут возникнуть экстремальные давления, толщина стенок была увеличена за счёт добавленного количества синтетической смолы, которая также эффективно подавляет резонансы. Масса каждой такой «Жемчужины» солидная, 18 кг.
Функционал, поддержку файловых форматов и музыкальных онлайновых сервисов описывать не вижу смысла — они такие же, как у Pearl Akoya и приведены в таблице. Подчеркну лишь два момента: наличие линейных стереовходов RCA, расширяющих сферу применения систем, и приложение Cabasse StreamControl, которое в числе прочего поможет точно откалибровать звучание в конкретном помещении.
Не скажу, что услышал от The Pearl какой-то тектонический бас, но его глубины было достаточно для любых музыкальных жанров. Да, он ниже, чем у Akoya, но столь же собран и так же хорошо артикулирован. Система отчётливо выделяет отдельные басовые ноты, они рельефны и наполнены энергией. Колоссальный потенциал, заложенный в эти шары, чувствуется по тому, насколько легко и непринуждённо они переваривают резкие пик уровня. Такое впечатление, что перегрузить их практически невозможно — в салоне, где проходило прослушивание, на пиках громкости начинала вибрировать стеклянная стена, а в саунде не было ни окраски, ни сухости на ВЧ — ранних признаков искажений.
При этом, будучи когерентными источниками, «Жемчужины» рисовали проработанную до мелочей звуковую картину, а мощный басовый фундамент придавал ей особую убедительность. Охват пространства очень внушительный. The Pearl прекрасно подойдут как для озвучивания больших залов, так и внимательного домашнего прослушивания.
Cabasse Pearl Sub
Этот шарик Cabasse Pearl Sub диаметром 33 см позиционируется как сабвуфер, но на самом деле его полномочия гораздо шире — по сути, это контрольный центр беспроводной системы высокого класса. Усилительный модуль и драйвер здесь те же, что в описанной выше модели The Pearl — киловатт продолжительной мощности, калибр 10 дюймов и ход диффузора 3 см. Та же заявленная нижняя граница рабочего диапазона 14 Гц и встроенный DSP для калибровки системы по фирменному алгоритму CRCS.
В корпусе имеется ещё два усилителя мощностью 300 Вт RMS для сателлитов, а сзади — клеммы для акустических кабелей. Для подключения источников предусмотрены оптический и аналоговый линейный входы, плюс интерфейсы Ethernet и USB. Возможен стриминг с сервисов Qobuz, Deezer, Spotify и Tidal, а также трансляция контента по Wi-Fi и Bluetooth. Цифроаналоговый конвертер способен декодировать входные данные с разрешением до 32 бит/768 кГц.
Cabasse Pelegrina
И, наконец, Cabasse Pelegrina, венец творения французских инженеров — флагманская модель серии Pearl. Она выпущена в честь 70-летия компании, вобрала в себя лучшие ноу-хау за всё это время, а название получила в честь «несравненной» жемчужины Pelegrina весом 55 карат, найденной в 1913 году. Да и сама модель обещает стать большой редкостью — произведено всего 70 пар, и возобновление выпуска не планируется. Номер на табличках нашей пары — 09.
Для «Пелегрины» был создана улучшенная версия триаксиальной конструкции TCA, ранее применявшегося в моделях La Sphere и Baltic V. В сборке диаметром 42 см установлен диффузор из полиамидного волокна, отвечающий за нижнюю середину, в него встроен среднечастотник, а в самом центре — твитер с мягким куполом. Бас воспроизводится отдельным 12-дюймовым драйвером HELD, направленным назад. В целом же Pelegrina озвучивает диапазон от 10 Гц (!) до 27 кГц.
Как и в других моделях Pearl, для каждой полосы предусмотрен собственный усилительный модуль: для ВЧ и СЧ по 300 Вт, для нижней середины — 1250 Вт, а для басовика — 1850 Вт. Все приведённые значения — RMS, а пиковая мощность будет в два раза выше, т.е. фантастические 7400 Вт на одну колонку. При заявленном максимальном звуковом давлении 134 дБ стереосистема способна заглушить рёв взлетающего самолёта.
Разумеется, флагманская модель создавалась не для того, чтобы оглушать слушателя киловаттами. Она может озвучивать, и очень качественно, рекордно большие помещения, причём для интеграции и устранения возможных проблем со стоячими волнами в DSP введён улучшенный алгоритм румкоррекции CRCS со встроенным микрофоном.
Дизайн Pelegrina впечатляет не меньше: сфера диаметром 48 см. установлена на консоли с плавными очертаниями несущих элементов, напоминающими фигуры Лиссажу. Высота конструкции 130 см, масса 45 кг.
В основании — платформа, в которой спрятана вся электронная начинка — усилители, DSP, стример, модули Wi-Fi и Bluetooth, платы АЦП и ЦАП. На заднюю панель выведены входные интерфейсы: TosLink, USB 2.0, а также аналоговые на RCA и XLR
Особо подчёркивается, что флагманская модель была разработана командой Cabasse во Франции и изготовлена лучшими мастерами бренда на собственной фабрике в Бретани.
Каждый экземпляр тщательно тестируется в безэховой камере.
Звучат эти гиганты очень интересно: редко встретишь столь гармоничное сочетание убойного динамического потенциала, безграничного баса и предельно деликатной подачи в средней и верхней полосах. Системы способны выдать громоподобное tutti и сразу после этого — партию скрипки с «канифолью» и всеми нюансами. Стоит сказать комплимент и системе CRCS: в довольно жёстких (в буквальном смысле) условиях модернового салона проблем с басовыми артефактами не ощущалось. Т.е. бас вы слышите, и довольно мощный, а комнату — нет. При этом не теряется полезная информация — субгармоники, реверберации и т.д. Такое ощущение, что стены в помещении отсутствуют. И опять же, сколько я ни прислушивался, не услышал цифровых артефактов, часто возникающих при сложным преобразованиях сигнала.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть построение пространства. Нечасто удаётся послушать широкополосные системы с когерентным излучением. Эти шары заполняют звучанием всю комнату, но не теряют остроты фокусировки. Сцена устойчивая в пространстве, её масштаб и плотность на зависят ни от музыкального жанра, ни от качества записи. Даже архивные треки раскладываются с впечатляюще панорамой.
И это мы слушали в «Пелегрины» в общей беспроводной сети салона, могу только представить, как они заиграют с хорошим аналоговым источником в комнате с акустической обработкой. Но даже в демонстрационном варианте системы производят сильное впечатление — они играют так же шикарно, как и выглядят.
Журнал SalonAV
Полный обзор
Фото сделаны в салоне SoundProLab в ГУМе. Акустические системы Cabasse доступны для демонстрации в нашем шоуруме в самом центре Москвы. Приглашаем на прослушивание.