Основатель Ruark Audio – о важности дизайна, тактильности, и что стоит за красивыми аудиосистемами с радио | What Hi-Fi?
Ruark Audio – этот бренд, известный стильными аудиосистемами с радио в ретро-дизайне. Однако раньше он имел репутацию авторитетного производителя классической Hi-Fi акустики. Ruark спустя 40 лет по-прежнему принадлежит британцам, и похоже, в компании готовят интересные обновления, намекая на возвращение к корням.
Основатель Ruark Audio – Алан О’Рурк (Alan O’Rourke), вероятно, прав, утверждая, что мы покупаем глазами, и в ближайшее время это не изменится. Эти симпатичные аудиосистемы часто можно увидеть в телевизионных фильмах в интерьерах современных спален или кухонь. Аудиосистемы Ruark Audio называют примером «аудио, основанного на дизайне».
Ruark Audio R2 MK4 – настольная аудиосистема с радио и будильником, дополненная возможностью стриминга по Bluetooth и Wi-Fi
Не все знают, что основанный в 1985 году бренд Ruark Audio изначально специализировался на классических акустических системах – без какого-либо намека на модный ретро-стиль. И вот компания намекает, что собирается вернуться к своим корням! Свою собаку Алан (основатель Ruark Audio) назвал Оззи – в честь Оззи Осборна. В месте с обозревателем What Hi-Fi? все вместе поговорили о прошлом, настоящем и будущем моноблоков, а также о том секторе рынка аудиосистем, на который они возлагают надежды…
Основатель Ruark Audio – Alan O’Rourke со своей собакой Оззи, названной в честь Оззи Озборна
Сегодня Ruark Audio производит ряд универсальных аудиосистем разных размеров – от компактных настольных радиоприемников, которые удобно поставить на тумбочку в спальне, до крупных аудиоцентров.
Ruark Audio R1S – компактное радио с возможностью стриминга по Bluetooth и Wi-Fi
В продуктовом портмеле компании имеются системы с Bluetooth и FM/DAB/DAB+ (R1), аудицентры с потоковой передачей по сети, FM/DAB/DAB+ радио и интернет-радио (R1S, R2, R410, R810), или же в устройстве может сочетаться все вышеперечисленное плюс проигрыватель компакт-дисков (R3S).
Ruark Audio R3S – настоящий музыкальный центр: радио, CD-проигрыватель и потоковое аудио (Bluetooth и Wi-Fi) на борту
Поколения этих одноблочных радиосистем представляют собой вершину развития компании за последние два десятилетия, но не все знают, что корни бренда уходят совершенно в другой уголок рынка Hi-Fi.
От стереоколонок к многоканальным аудиосистемам
Ruark Audio R410 (слева) и R810 (справа) – мощные аудиосистемы с радио, фонокорректором, Bluetooth, Wi-Fi, Apple AirPlay 2, Google Cast, а также широкими возможностями подключения источников.
Алан вспоминает, что все началось в начале 80-х: «Мой отец работал в мебельной промышленности и сотрудничал со многими пионерами ранней британской индустрии Hi-Fi».
«Когда я был ребенком, он приносил домой корпуса для колонок, и мы вместе делали акустические системы. Я просто вырос в окружении музыки – это было наше совместное хобби и страсть – и мне нравилось то, что мы делали. Я ходил с ним на работу по субботам и был полностью поглощен этим. Поэтому мы начали делать колонки в качестве хобби, а я получил образование инженера».
«Кто-то сказал, что наши колонки действительно хороши, и предложил заниматься этим самим. Так мы и сделали. Отец ушел с работы, я в то время был инженером в MNK, и мы вместе создали Sabre, Broadsword и Accolade».
Пассивные акустические системы Ruark Audio: Sabre и Broadsword – из середины 80х (Фото: Ruark Audio)
Сын и отец использовали собственные сбережения, чтобы арендовать небольшое помещение в Рэли, Эссекс, под мастерскую по производству тех первых акустических систем, благодаря которым бренд завоевал прочную репутацию наряду с такими признанными брендами, как KEF и Bowers & Wilkins.
Издание What Hi-Fi? назвало колонки Sabre «выдающейся моделью, которая может составить конкуренцию многим гораздо более дорогим акустическим системам».
Через несколько лет у компании появилась хорошая дилерская сеть в Великобритании, а экспорт начал расти вширь. 90-е годы породили еще несколько известных колонок, в том числе определяющий бренд Talisman, эволюционный Crusader и эталонный студийный монитор Equinox, а также компания переехала на завод, на котором они до сих пор работают – в Саутенд-он-Си. Но незадолго до наступления нового тысячелетия и выхода Брайан на пенсию, бренд расширился.
«Все видели, как интерес сместился со стереосистем на системы объемного звука и систем домашнего кинотеатра», — вспоминает О’Рурк.
«Особенно хорошо мы справились с комплектом колонок под названием Vita 100 Series — пятью небольшими колонками с центральным каналом и сабвуфером, стоимостью около 1500 фунтов стерлингов. И это заставило нас осознать, что людям нужна компактность; вещи, которые они могли бы легко разместить у себя дома. Чего мы не осознавали, так это времени и усилий, которые потребуются от нас (команды из 20 человек), чтобы создать и собрать новые продукты. Это были огромные усилия по сравнению со сборкой пары динамиков!» О'Рурк говорит, что 42-дюймовый плазменный телевизор стал вершиной домашних развлечений – «крутой вещью», – и этот звук начал отходить на второй план, если только у вас не было много денег и вы не могли владеть мега-AV-системой. И направление изменилось…
Ruark Audio – семейна компания-производитель классических акустических систем в 80-е – 90-е
Tivoli Audio врывается на рынок… А Ruark становится их дистрибьютором
«Однажды, когда я встречался с одним из наших дистрибьюторов в Нидерландах, я наткнулся на Tivoli Model One и подумал: «Вот это действительно хороший маленький продукт». Он и выглядел, и звучал великолепно. Я принес его обратно, чтобы показать Нилу [Адамсу — сегодня операционный директор Руарка и зять О’Рурка] и сказал: «Мы должны сделать это».
Таким образом, наряду с производством акустических систем, Ruark Audio также стала дистрибьютором американского бренда Tivoli Audio.
«Когда Tivoli появился на рынке, он был совершенно уникальным», — говорит О’Рурк. «Мы сразу взялись за дело и вызвали массу интереса не только со стороны обычных hi-fi СМИ, но и со стороны средств массовой информации, посвященных образу жизни. Универмагам John Lewis аппараты Tivoli тоже понравились – они идеально подходили их клиентам. А работа с Model One в течение нескольких лет открыла нам глаза на рынок».
Цифровой стандарт радио DAB стал популярным в Великобритании: его продвигала BBC, и компания Pure представила свою радиостанцию Evoke-1 DAB.
«Внезапно это стало тяжелой битвой. Универмаги John Lewis продвигали радиоприемники DAB на Рождество, и люди подходили к Tivoli и спрашивали: «Мне это нравится, он цифровой?» А им отвечали: «Ну, нет, это не так… но он звучит намного лучше». Это немного напоминало ситуацию, когда с пояалением компакт-дисков вы пытались рассказать людям, что виниловые пластинки по-прежнему звучат лучше!
2006 год – первый R1
«Остальная Европа сильно отставала в отношении DAB, и мы не смогли убедить Tivoli – американскую компанию – что им нужно поддержать нас в производстве продукта с DAB. Именно это вдохновило нас на собственную разработку. Мы начали создавать первую модель R1 в 2004 году и запустили ее в 2006 году.
«Первоначальная идея заключалась в том, чтобы параллельно сохранить производство классических акустических систем, но можно сказать, что мы пошли по пути наименьшего сопротивления. Поэтому мы свернули работу над акустическими системами, чтобы сконцентрироваться на компактном звуке. Это был самый подходящий момент.
Ruark Audio – первый R1
Круг замнулся
И здесь круг замыкается, потому что позже в этом году Ruark Audio планирует выпустить продукт, который восходит к ее истокам как производителя пассивных акустических систем.
Будет ли это возвращение на рынок пассивных акустических систем? Маловероятно. О'Рурк, по понятным причинам, хочет, чтобы предстоящий продукт оставался сюрпризом, пока он не будет готов, но он намекнул, что динамики будут связаны с той системой Ruark, которую мы узнали и полюбили за последние 20 лет. «Можно сказать, что это будет немного похоже на то, что произошло в 70-х, когда от одной приставки перешли к стереосистемам», — дразнит он.
Мы предполагаем, что это будут динамики, предназначенные для размещения по обе стороны от своего рода потокового компонента, хотя единственное, в чем мы можем быть уверены на данном этапе, это то, что это будет красиво!
О важности тактильных ощущений
Так почему бы не пойти по пути «все в одном», как KEF и другие производители, предлагая целую аудиосистему, состоящую из двух колонок?
В модельном ряду Ruark есть компактные стереоколонки MR1 с Bluetooth, и, по словам О’Рурка, они стабильно продаются круглый год. Компания собирается начать работу над следующим поколением. Но О’Рурк говорит, что полнопоточные активные колонки на данный момент не особо привлекают компанию, и это, вероятно, как-то связано с тем значением, которое она придает тактильной природе настольной системы.
«За исключением MR1, во всех наших продуктах есть одна вещь, которая нам очень нравилась с самого начала — экран, на котором можно показывать, что воспроизводится. И начиная с первой модели R1, у нас было то, что мы называем нашим элементом управления RotoDial, который с годами улучшался и работает также в серии 100 (как и портативный пульт дистанционного управления с зеркальным отображением RotoDial)».
«Мне нравятся тактильные ощущения при повороте ручки или нажатии на кнопку. Это должно ощущаться правильно, и это дает вам эту [физическую] связь с продуктом. В моей машине есть сенсорный экран, но он кажется немного устаревшим, поэтому я предпочитаю использовать элементы управления на рулевом колесе. Приятно иметь такое взаимодействие вне телефона».
RotoDial и круглый пульт RotoDial на R810. В R810 на дисплее отображается вся необходимая информация. Портретная ориентация дисплея намеренно имитирует привычный стиль просмотра музыкальных приложений на телефонах. Сам дисплей моментально откликается на команды контроллера, предоставляя интуитивно понятный интерфейс
Тактильная (кинестетическая) технология, предназначенная для имитации осязания, вполне может быть тем, как мы взаимодействуем со многими технологиями будущего, но в последнее время снова наблюдается ответное желание получить физический технологический опыт, что в некоторой степени очевидно в возрождении винила и кажущееся модным стремление к классической или ретро-эстетике не только в сфере Hi-Fi и потребительских технологий, но также в автомобилях и моде.
Опять же, для О'Рурка многое сводится к лейблу «аудио, основанное на дизайне»: «Когда мы начинали, я всегда говорил, что мы делаем продукты для себя в такой же степени, как и все остальное; продукты, которыми мы хотели бы обладать. Тот факт, что людям они действительно нравятся, бонус для нас!»
«Я думаю, что технологии начинают немного замедляться, поэтому как никогда важно, чтобы продукты хорошо выглядели и хорошо звучали. Чтобы они бросались в глаза».
Вот почему в 100-й серии Ruark решила отказаться от текстурированной ткани, используемой в других системах и использовать деревянные решетки.
Ruark Audio R410
Стремление к простоте
Но хотя дизайн и качество звука во многом находятся в руках Ruark, экосистема потокового вещания оказалась более сложной вещью.
«Создавать классические колонки было намного проще!» – признается О'Рурк после того, как рассказал о попытках компания обеспечить соответствие своей продукции различным диапазонам Wi-Fi и сертификатам разных стран, чтобы ее можно было продавать везде. Он хвалит простоту и универсальную поддержку Bluetooth и, вероятно, как и многие из нас, мечтает о такой же универсальной сетевой платформе.
«Интернет-радио — это фантастика», — говорит он. «Spotify Connect великолепен, он просто работает. Поэтому я думаю, что если бы больше людей могли этим пользоваться — если бы, скажем, у BBC Sounds была служба Connect — это было бы лучшим решением, чем Bluetooth.
«Я думаю, что люди все еще интересуются такими функциями, как AirPlay и Chromecast. [С ними] мы можем поддерживать практически все существующие службы потоковой передачи музыки… хотя китайская QQ Music поддерживает AirPlay, но не Cast. Было бы здорово, если бы у нас была одна система Wi-Fi, как, например один протокол Bluetooth».
Ruark Audio R810
Какие бы потоковые платформы ни господствовали в будущем, О’Рурк считает, что моноблоки никуда не денутся, как и приверженность им Ruark Audio. «В этом году мне исполняется 66 лет, и я не хочу все это прекращать!» – говорит он. «Для нас это есть и всегда было страстью».
«Мы — одна из немногих компаний, которые до сих пор находятся в семейном владении и принадлежат британцам, и мы очень гордимся тем, что до сих пор занимаемся этим сами. На днях я прочитал кое-что очень интересное: если вы занимаетесь чем-то, что вам нравится, вы никогда в жизни не будете работать. И это действительно характеризует нас».